Наука и технологииОткрытие

Ученые обнаружили в Намибии гигантское древнее существо, которое жило 280 миллионов лет назад

23:45 09 июл 2024.  2279Читайте на: УКРРУС

Гайазия могла быть крупнейшим наземным хищником того времени.

Исследователи в Намибии обнаружили гигантское древнее существо, которое жило 280 миллионов лет назад, задолго до динозавров. Этот хищник, похожий на саламандру, был одним из лучших охотников своего времени.

Существо, названное Gaiasia jennyae, достигало в длину около 2,5 метров. У него была огромная голова в форме сиденья унитаза и острые, сцепленные зубы. Оно пряталось в холодных, болотистых водах и озерах, выжидая с открытым ртом, чтобы схватить любую добычу, которая подойдет слишком близко.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Профессор Клаудия Марсикано из Университета Буэнос-Айреса поделилась своим изумлением от находки большой окаменелости. «Когда мы нашли этот огромный образец, просто лежащий на обнажении в виде гигантского конкремента, это было действительно шокирующим», — сказала она. «Я поняла, просто увидев его, что это что-то совершенно другое. Мы все были очень взволнованы».

Гайазия могла быть крупнейшим наземным хищником того времени

Вероятно, Гайазия была главным хищником в своей экосистеме и одним из крупнейших охотников за сушей своей эпохи.

Джейсон Пардо из Полевого музея в Чикаго, который был соавтором статьи об окаменелостях, описал существо. Он сказал, что у него была большая плоская голова в форме сиденья унитаза, которая помогала ему открывать рот и всасывать добычу.

Передняя часть его рта заполнена огромными клыками. Это был крупный хищник, но он также мог быть медленным охотником из засады.

Ископаемое было названо в честь формации Гай-Ас в Намибии, где оно было обнаружено. Оно также чествует Дженни Клэк, палеонтолога, известного своими знаниями в области ранней эволюции четвероногих. Четвероногие были предками амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Исследователи обнаружили по крайней мере четыре неполных ископаемых образца, включая фрагменты черепа и почти целый позвоночник. У Гайазии был череп длиной около 24 дюймов (60 сантиметров), а строение ее челюсти предполагает, что она могла наносить мощный укус, способный захватывать крупную добычу.

Значение открытия места в древних тропических водно-болотных угодьях

Место открытия имеет особое значение, поскольку до сих пор большая часть знаний о ранней эволюции наземных животных основывалась на окаменелостях, найденных в древних тропических водно-болотных угодьях Европы и Северной Америки.

В эпоху этого существа современная Намибия располагалась гораздо южнее, почти на одной линии с самой северной частью Антарктиды, являясь частью огромного южного суперконтинента, известного как Гондвана.

В то время как районы вблизи экватора высыхали и покрывались лесами, в регионах, расположенных ближе к полюсам, сохранялись болота, возможно, наряду с ледяными пятнами и ледниками.

Более того, недавнее открытие показывает, что даже в суровом климате крупные хищники процветали в этих ледяных болотах. Окаменелости напоминают более древних позвоночных, контрастируя с животными в более теплых, сухих регионах, которые эволюционировали в новые формы, которые в конечном итоге дали начало млекопитающим, рептилиям и амфибиям.

Фото: Journal Nature / CC BY 4.0