Наука и технологииОткрытие

На экзопланете WASP-76b обнаружен железный ветер

18:46 19 сен 2024.  227Читайте на: УКРРУС

Были обнаружены экзопланеты с широким диапазоном условий окружающей среды. WASP-76b — одна из самых экстремальных, с дневной температурой более 2000 градусов.Об этом пишет Universetoday.

Группа исследователей обнаружила, что это еще более странно, чем казалось на первый взгляд. Она приливно захвачена своей звездой, поэтому вокруг планеты дуют сильные ветры. Они содержат большое количество атомов железа, которые струятся из нижних слоев атмосферы в верхние.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Экзопланеты существуют за пределами нашей Солнечной системы и вращаются вокруг других звезд. Первое подтвержденное открытие было сделано в 1990-х годах, и с тех пор их было обнаружено более 5200. Многие из них являются газовыми гигантами, такими как Юпитер или Сатурн, а другие — небольшими каменистыми планетами, похожими на Землю, возможно, без статуса обитаемости.

Впечатление художника от WASP-76b.

По мере развития более совершенных телескопов и методов обнаружения не только возрастут наши уровни обнаружения, но и возрастут наши возможности исследовать эти инопланетные миры.

Одна из таких экзопланет, WASP-76b, в последнее время привлекла к себе много внимания. Это сверхгорячий газовый гигант, который находится в 640 световых годах от нас в направлении созвездия Рыб. Он был открыт еще в 2013 году и имеет орбиту, которая находится очень близко к его родительской звезде, совершая один оборот всего за 1,8 земных суток.

Именно близость к звезде привела к экстремальным дневным температурам свыше 2000 градусов. Считается, что сильная жара испаряет железо, которое затем конденсируется в жидкость на более прохладной ночной стороне и выпадает в виде железного дождя.

Группа астрономов, в том числе из Женевского университета, опубликовала в журнале Astronomy & Astrophysics свои выводы, свидетельствующие о наличии интенсивных железных ветров в атмосфере WASP-76b.

Астрономы сосредоточились на этой планете с момента ее открытия, чтобы попытаться понять механизмы в атмосфере этого сверхгорячего мира Юпитера. Это действительно захватывающий мир, и в апреле прошлого года там даже была обнаружена радуга.

Команда сосредоточила свое внимание на дневной стороне, где температуры намного выше. Они использовали спектрограф ESPRESSO, установленный на Очень Большом Телескопе Европейской Южной Обсерватории (да, это его название!). Он известен своей стабильностью и высоким спектральным разрешением, поэтому он может различать удивительно тонкие уровни детализации в звездном спектре.

Используя технику, известную как эмиссионная спектроскопия высокого разрешения, команда изучила спектр видимого света. Подход основан на обнаружении линий излучения в спектре и позволяет расшифровать химический состав. Здесь они обнаружили химическую сигнатуру железа и обнаружили, что оно перемещается с нижних уровней в верхние слои атмосферы.

Изучение атмосфер экзопланет помогает глубже понять диапазон сред в этих чужих мирах. Открытия на WASP-76b, газовом гиганте, помогают нам узнать немного больше о климате миров, которые подвергаются воздействию экстремальных уровней радиации от их родительской звезды.

Фото: ESA